Фотограф

Пейзажная композиция. Часть 3. Негативное пространство

До сих пор в этой серии я говорил о весе элементов композиции и о том, как использовать их свойства для балансировки композиции. Но чтобы изображение было привлекательным и сбалансированным, нужно сделать гораздо больше, и на этот раз я хотел бы обсудить еще одно важное соображение: незанятое пространство вокруг элементов, или, как его еще называют: негативное пространство.

Точно так же, как размер, заметность и уровень детализации, негативное пространство вокруг композиционной массы тесно связано с ее расположением и с тем, как она взаимодействует с другими массами на изображении. Негативное пространство одновременно подчеркивает элемент и отделяет его от других, способствуя тому, насколько взгляд зрителя притягивается к определенному месту на изображении.

Weissbad 26 11 2015 42
Негативное пространство сильно увеличивает фактор рисования этого одинокого дерева на туманном фоне. Canon 5D3, Tamron 24-70mm F2.8, 1/60 сек, F8, ISO100 Вайсбад, Швейцария

Пространство вокруг одного элемента влияет не только на этот элемент, но и на то, сколько места нам нужно вокруг других элементов, чтобы не потерять композиционный баланс. Но вопреки тому, что определяет вес, у пространства есть только одно свойство: сколько его есть — или его нет.

Определение необходимого места

Как слишком мало, так и слишком много места контрпродуктивны для привлекательности композиции, поэтому нам нужно понять, как свойства элемента определяют количество пространства, которое ему необходимо вокруг него. Это можно очень легко обобщить: чем тяжелее композиционный вес элемента, тем больше пространства ему нужно между собой и другими элементами. Вы могли бы смотреть на это так, как будто тяжелый элемент имеет влияние за пределами своих собственных границ и запрещает другой информации конкурировать за внимание зрителя в этом периметре.

j Kilauea Drone Aerials 7 10 2017 35

Двуглавый лавовый дракон представляет собой большую, заметную и детализированную массу, поэтому вокруг него нужно много места. Меньшее пространство сделало бы кадрирование слишком тесным и сделало бы изображение менее привлекательным.

DJI Phantom 4 Pro, 1/13 сек., F8, ISO 400,
вулкан Килауэа, остров Гавайи

Ниже приведен еще один пример с Гавайев:

j Holuhraun 2014 5

Элемент переднего плана здесь очень большой, но он не очень заметен — большая его часть такая же яркая, как и его окружение, и только внешняя лава ярче. Таким образом, я решил не добавлять слишком много негатива вокруг него и расположить его относительно близко к краям кадра — вы согласны с моим выбором?

Canon 5D2, Tamron 24-70mm F2.8, 1/200 сек, F4, ISO1600
Холухраун, Исландия

На изображении ниже две фоновые массы имеют одинаковый композиционный вес, причем левая масса немного более детализирована и более заметна, поэтому пространство вокруг нее немного больше, чем у массы справа. Масса на переднем плане, однако, намного больше и тяжелее, чем они оба, поэтому, оглядываясь назад, я, возможно, должен был дать ей немного больше места. Однако можно утверждать, что серая часть слева от переднего плана также ощущается и действует как негативное пространство.

j Kawah Ijen aerials 6 4 2019 3

Использование отрицательного пространства для улучшения баланса

Негативным пространством можно управлять таким образом, чтобы поддерживать и улучшать композиционный баланс в пейзажном изображении. По моему личному мнению, поддержание одинакового уровня расстояния между массами одинакового веса и от краев некоторых масс до границ изображения делает композицию более приятной. Давайте рассмотрим несколько примеров:

j Lake Myvatn 29 1 2014 20

Золотой закат на озере Миватн, Исландия

Sony A7R, Tamron 24-70 мм F2.8, 8 сек, F16, ISO 50

При взгляде на отрицательное пространство между двумя основными массами возникает симметрия: расстояние от правой стороны дерева до правого края кадра аналогично расстоянию от левой стороны скалы до левого края кадра. Рамка. При этом расстояния от вершин масс до верха рамы и от низа до низа рамы одинаковы, но противоположны.

j Lake Myvatn 29 1 2014 20 2

Сходство в пространстве между массами и между массами и границами изображения способствует ощущению равновесия. Хорошо, когда расстояния противоположно симметричны, как здесь.

Другой пример:

j Flakstad Ice 12 2 2019 st3

Куски льда очень похожи друг на друга, поэтому количество отрицательного пространства между ними должно быть одинаковым. Самые большие и самые заметные из них — те, что внизу, — нуждаются в большем пространстве вокруг себя. Но даже здесь расстояния между двумя массами переднего плана и соответствующими границами изображения одинаковы, а также они аналогичны расстоянию основной массы фона от верхнего края кадра. Опять же: это определенно не точная наука, но это кажется правильным.

j Flakstad Ice 12 2 2019 st3 1
Стрелки одинакового цвета имеют одинаковую длину. Обратите внимание, как количество отрицательного пространства добавляет еще одно измерение баланса.

Другой пример горы:

j TDP 14 4 2014 1

Можете ли вы найти здесь несколько расстояний одинаковой длины? Обратите внимание, что отражение горы не требует столько негативного пространства, сколько сама гора — почему?

Sony A7R, Tamron 24-70mm F2.8, 30 сек, F11, ISO100
Торрес-дель-Пайне, НП, Чилийская Патагония

Мертвый космос

Негативное пространство — это не только развлечение и игра — у него есть уродливый родственник: мертвое пространство, отсутствие контента там, где глаз хочет видеть этот контент, что очень проблематично. Вспомните это изображение из предыдущей статьи, где я упомянул, как мне не нравится мертвое пространство в левом верхнем углу:

j Fargradarfjall aerials 13 4 2021 21

Мертвое пространство часто возникает, когда негативные пространства не сбалансированы. Если фотограф определяет определенное количество отрицательного пространства вокруг элемента данного композиционного веса, это может вызвать серьезную проблему, если другие массы большего веса получат вокруг себя меньше отрицательного пространства, или наоборот: если массы меньшего веса получат больше отрицательного пространства. Этот тип проблемы часто может вызвать ощущение нестабильности в глазах зрителя. Давайте посмотрим на пример.

j Leuenfall 25 11 2015 2

Прекрасная инверсия облаков с горами, выглядывающими из-за них — красиво! Но композиция не идеально сбалансирована из-за непоследовательного использования отрицательного пространства.

Canon 5D3, Canon 70-300mm F4-5.6, 1/200 сек., F8, ISO 200
Леуэнфаль, Швейцария

При взгляде на объекты заднего плана на изображении выше мы видим несоответствие: самый тяжелый объект заднего плана, гора слева, получает очень мало негативного пространства вокруг себя, в то время как едва заметные объекты справа получают много пространства. Этот дисбаланс приводит к тому, что пространство справа становится мертвым пространством, а изображение кажется тяжелым и напряженным слева.

Существование мертвого пространства также можно рассматривать как наличие большой части изображения, которая не содержит такого же количества информации, как остальная часть изображения. Это другой взгляд на одно и то же, но некоторым читателям его легче понять. Изображение ниже является хорошим примером этого:

j Suduroy Cliffs 8 11 2018 pan3
Нижняя левая часть этого изображения почти полностью лишена информации, тогда как остальная часть заполнена информацией. Это приводит к тому, что нижняя левая часть становится мертвым пространством и вредит композиции.

Большое количество негативного пространства не всегда вредно. Если области негативного пространства в изображении сбалансированы так же, как и массы, нет никаких причин, по которым изображение не будет работать. Помните снимок одинокого дерева, с которого я начал эту статью? Я думаю, что это работает очень хорошо, даже несмотря на то, что большая часть изображения представляет собой белое негативное пространство. Ниже представлена коллекция других фотографий с минимальными композициями и большим количеством негативного пространства. Для каждого изображения я предоставил описание того, почему я думаю, что эти фотографии работают на композиционном уровне.

j eclipse 2 7 2019 7

И затмение, и его отражение имеют много отрицательного пространства вокруг себя, но это отрицательное пространство необходимо (поскольку массы настолько заметны и поэтому очень тяжелы) и уравновешены (отрицательным пространством справа).

DJI Mavic II Pro, 1/10 сек, F2.8, ISO 100 Лаго-Куэста-дель-Вьенто, провинция Сан-Хуан, Аргентина

j Frosted Trees Sunset 19 1 2016 st2

Негативное пространство внизу помогает усилить следы куропаток на переднем плане, и, поскольку оно сбалансировано с пространством сверху, не вызывает нежелательного напряжения.

Canon 5D3, Canon 16-35mm F4L IS, F14, 1/30 сек, ISO800

Озеро Миватн, Исландия

j Cono Arita 27 6 2019 2

Вокруг главного субъекта этого изображения, Ариты Коун, куча негативного пространства. Но здесь нет мертвого пространства, только негативное пространство, которое просто делает изображение более воздушным. Количество отрицательного пространства сверху уравновешивает это количество снизу.

DJI Mavic II Pro, 1/15 сек., F3.2, ISO 400
Коко Арита, аргентинская пуна

Другой пример:

j Ha Long Bay 4 11 2019 p3

Вид с высоты птичьего полета на бухту Халонг, Вьетнам. Можете ли вы применить то, что мы узнали в последних трех статьях, для анализа этой композиции?

DJI Mavic II Pro, 1/40 сек, F8, ISO100, вертикальный панорамный шов

Я утверждаю, что отчасти привлекательность этой композиции заключается в том, что на приведенном выше изображении уравновешены не только массы, но и негативные пространства. Действительно, существует много одинаковых расстояний между различными элементами и между элементами и краями изображения.

j Ha Long Bay 4 11 2019 p3 1

Некоторые сравнения расстояний могут показаться немного надуманными. Ни в коем случае не обращайте на них внимания — разумеется, я не принимал во внимание все расстояния, управляя дроном в полусне ранним утром. Тем не менее, вы не можете игнорировать тот факт, что существует баланс отрицательного пространства, и я надеюсь, вы согласитесь, что это способствует лучшему ощущению композиционного баланса в изображении в целом.

Ниже представлена серия изображений, которые я сделал за эти годы. Думаю, было бы неплохо самостоятельно проанализировать баланс негативных пространств в каждом из них. Для каждого изображения спросите себя, согласны ли вы с моей композицией (особенно с выбором негативного пространства) или вы считаете, что изображение каким-то образом несбалансировано, и попытайтесь объяснить себе, почему это так. Важно спросить себя, как композиционный вес различных элементов и количество отрицательного пространства вокруг них влияют друг на друга.

Чтобы закончить эту часть, давайте посмотрим на одно финальное изображение.

j Kilauea Ocean Entry 9 10 2017 7

Лава изливается в Атлантический океан у входа в океан Камокуна, остров Гавайи.

Canon 5D4, Canon 70-300 мм F4-5.6, 1/250 сек, F5, ISO6400

Учитывая то, что мы видели до сих пор, почему я решил включить гораздо больше отрицательного пространства справа? Две основные массы имеют одинаковый композиционный вес, так что же здесь происходит? Это показывает нам, что дискуссия о негативном пространстве еще не завершена. Подробнее об этом в моей следующей статье.

Эрез Маром — профессиональный фотограф-натуралист, фотогид и путешественник из Израиля. Вы можете следить за работой Эреза в Instagram и Facebook, а также подписаться на его список рассылки для получения обновлений и на его канал на YouTube.



категории: статья

06.11.2021