Неужели черно-белые цифровые фотоаппараты безумны в наше время?
Двадцать лет назад мало кто из фотографов ставил бы под сомнение ваше решение выходить на улицу с черно-белой пленкой, загруженной в выбранную вами камеру. Сегодня, когда я говорю людям, что моя цифровая камера среднего формата снимает только в монохромном режиме, я готов получить столько же критики, сколько замешательство.
Обычно ответы варьируются от "Я не знал, что они делают такие камеры" до "Зачем вы ограничиваете себя таким образом - разве цвет не дает вам больше возможностей?" В этой статье я хотел бы подробнее остановиться на том, почему такой нишевый продукт действительно стоит рассмотреть.
Еще в 2012 году я впервые узнал о цифровой камере только для монохромного изображения, известной Leica M Monochrome. Год спустя меня пригласили в Нью-Йорк, чтобы протестировать недавно выпущенный цифровой задник среднего формата Phase One IQ260, который также был представлен в монохромной версии под названием IQ260 Achromatic. Согласно Википедии, ахроматический буквально означает "без цвета".
В то время как обычная цифровая камера использует мозаику цветных фильтров Байера над датчиком, чтобы она могла определять интенсивность красного, зеленого и синего света, монохромная камера построена без такой матрицы цветных фильтров. В результате датчик фиксирует только яркость. Файлы RAW бывают черно-белыми, как и черно-белые негативы.
В 2017 году Phase One выпустила IQ3 100MP Achromatic, первый такой цифровой задник, в котором используется датчик CMOS. Эта задняя панель позволила значительно увеличить время выдержки до одного часа, улучшить высокие характеристики ISO и улучшить просмотр в реальном времени (среди прочего). С такими характеристиками он идеально подходил для той фотографии, которую я делал, поэтому я сделал решительный шаг и вложился. Перед тем как совершить покупку, я позаимствовал заднюю часть и тщательно ее протестировал (что я настоятельно рекомендую всем, кто серьезно интересуется подобным оборудованием).
Если вы посмотрите в Интернете, вы найдете ряд предлагаемых преимуществ черно-белых цифровых монохромных фотоаппаратов, большинство из которых связаны с технологиями. Среди таких преимуществ - эффект повышенного разрешения и резкости (благодаря удалению фильтра Байера), меньшее количество артефактов наложения спектров, повышенное отношение сигнал / шум, а также более высокая чувствительность сенсора (также известная как более высокий базовый ISO).
Само собой разумеется, что такой прирост качества действительно заметен только в том случае, если вы делаете крупномасштабные отпечатки - при меньших размерах это будет практически невозможно сказать.
К недостаткам можно отнести тот факт, что вы не можете преобразовать "обратно" в цвет (но вы всегда можете перейти от цветного к черно-белому).
В дополнение к этому, некоторые люди утверждают, что захват цвета изначально дает вам больше контроля над окончательным черно-белым "взглядом" во время постобработки. Например, вы можете использовать синий канал, чтобы легко затемнить небо в вашем черно-белом преобразовании. С другой стороны, с монохроматической камерой вам придется сделать более сложный выбор неба, чтобы достичь того же уровня контроля, или вам придется использовать красный фильтр на объективе во время оригинального захвата.
Другой предлагаемый недостаток заключается в том, что, если вы не являетесь увлеченным черно-белым фотографом, использование только монохромной камеры предоставит вам меньшую гибкость - возвращаясь к моей аналогии с пленкой выше, использование черно-белой пленки по-прежнему ограничивало вас только до конца рулон (или отдельный лист); каждая камера по-прежнему прекрасно передавала цвет. Так что это правда, что цифровая камера, предназначенная только для монохромных изображений, - это специализированный инструмент, но если это то, что вы ищете, то вряд ли это недостаток, а скорее наоборот.
Наконец, серьезным сдерживающим фактором является цена. Поскольку монохромные цифровые камеры являются нишевым продуктом, они, как правило, дороже своих обычных цветных аналогов. Но такая продукция существует на многих рынках. Важно то, считаете ли вы, что производительность оправдывает затраты.
Вот и все, что касается наиболее часто используемых аргументов как за, так и против монохромной цифровой камеры.
Давайте углубимся немного глубже, и я объясню некоторые из моих личных причин, по которым я выбрал такой нишевый продукт.
Я помню, как меня заинтриговали фотографии, которые я смог сделать с Phase One 260 Achromatic во время моего краткого первоначального тестирования. Это мгновенно напомнило мне о работе с пленкой, о времени, когда вы не должны так сильно полагаться на постобработку, а вместо этого принимаете решения, прежде чем вообще спустить затвор. Я стряхнул пыль со своих сплошных цветных фильтров и начал использовать их на объективе, чтобы влиять на плотность в определенных областях. Хотя во время захвата для этого потребовалось больше усилий, позже я заметил значительное сокращение времени, затрачиваемого на постобработку. Для начала мне не пришлось преобразовывать цвет в черно-белый (поскольку мои файлы RAW уже были монохромными), и даже точная настройка локальной яркости и контрастности была выполнена быстрее (потому что я мог начать этот процесс уже в камере).
Я с радостью трачу больше времени на создание фотографий на открытом воздухе с меньшими затратами времени на публикацию. Мне нравится работать с камерой медленно и осознанно, поэтому добавление времени на использование фильтров действительно не доставляет неудобств. Это заставляет меня чувствовать больший контроль над творческим процессом еще до того, как начнется пост-продакшн.
Это правда, что ахроматическая задняя часть IQ4 150MP, которую я использую сегодня, представляет собой очень специализированный комплект. Что касается технических причин, упомянутых выше, единственное, что имеет реальное значение, - это разрешение и качество получаемого изображения. Если вы хотите делать крупномасштабные отпечатки, как это делаю я, просто нет другой системы камеры, которая могла бы ей подойти. Отпечатки более высокого качества и большего размера приводят к увеличению продаж с более высокой стоимостью. Да, цена является серьезным препятствием, но если вы можете арендовать это оборудование, если вы занимаетесь фотографическим бизнесом, это сделает покупку более экономичной.
Хотя некоторым это может показаться ограничивающим, я предпочитаю фотографировать только в черно-белом режиме. Я считаю отсутствие цвета огромным шагом к приверженности и ясности моего видения и намерений. Моя фотографическая работа всегда была монохромной, поэтому использование Ахроматики фактически упростило мой рабочий процесс и облегчило принятие решений.
Слишком много вариантов и слишком много снаряжения могут нас парализовать. В эпоху неразрушающего редактирования я разговариваю со многими людьми, которые боятся брать на себя обязательства. Чего именно они боятся? Вместо того, чтобы сосредотачиваться (каламбур) на том, что невозможно, я предлагаю каждому принять то, что может быть достигнуто. Стакан всегда должен быть наполовину полным, а не наполовину пустым. Это верно для любого оборудования, с которым вам доводится работать. Идеальной камеры для любой ситуации не существует, и фотографического проекта не существует, поэтому всегда найдутся компромиссы. Если я действительно хочу сфотографировать это красивое розовое небо на закате, я беру свой iPhone.
Я считаю, что все сводится к тому, чего вы надеетесь достичь. Определив фотографический проект или, по крайней мере, определив общее направление своей работы, вы выбираете инструмент, который поможет вам в достижении ваших целей. Это, конечно, не обязательно должна быть монохромная камера, но это может быть жизнеспособным выбором.
Стоит отметить еще несколько особенностей Phase One IQ4 150MP Achromatic. Во-первых, датчик может улавливать инфракрасный свет, который я лично использую меньше для эффекта и больше для расширенного контроля тональности в камере. Например, инфракрасный захват позволяет осветлить листву и затемнить голубое небо. И это так же просто, как использование фильтра перед объективом, поэтому также можно дважды захватить одну и ту же сцену: один раз в обычном видимом свете, а во-вторых, в инфракрасном. Полученные фотографии можно объединить в пост для еще большего контроля.
Говоря о слиянии нескольких кадров в посте, можно создавать цветные фотографии с помощью монохромной камеры. Этот процесс включает в себя создание трех черно-белых фотографий и фильтрацию каждой из них красным, зеленым и синим, а затем объединение их в цветную фотографию в Adobe Photoshop. В моем тестировании процесс оказался довольно сложным, но результаты выглядят оригинально, особенно при использовании длительных выдержек. Здесь большой творческий потенциал.
Вы также можете попробовать это на своей (цветной) цифровой камере. Просто сделайте те же три фотографии с помощью цветных фильтров и конвертируйте эти файлы RAW в черно-белые. Они будут основой для вашей окончательной цветной фотографии, где вы назначите каждому изображению красный, зеленый или синий канал в Photoshop (в соответствии с фильтром, с помощью которого вы создали изображение).
Я оставил свою любимую функцию напоследок. Обратите внимание, что это не ограничивается Achromatic - стандартная цветная версия IQ4 150MP также предлагает это. Я говорю об усреднении кадра, возможности создать вид фотографии с длинной выдержкой, просто усреднив количество обычных фотографий с короткой выдержкой. И все это в камере. Никаких нейтральных фильтров и шумоподавления не требуется. Он похож на режим длинной выдержки, который предлагает iPhone, но намного более управляемый и мощный. Для фотографа с длительной выдержкой эта функция многого стоит и прекрасно работает.
Если все это стимулировало ваш интерес к изучению монохромных камер, помимо проверки камер Phase One и Leica, позвольте мне также указать вам на www.MaxMax.com, где вы можете приобрести преобразованные цифровые камеры только для монохромных изображений (или ваш преобразованный). Выбор включает популярные модели Nikon, Canon, Fujifilm и Panasonic по цене от 1000 долларов.
Вы хотите попробовать сделать больше черно-белого изображения, ничего не тратя? Затем я бы посоветовал установить для вашей камеры "стили изображения" черно-белыми или создать предустановку импорта B + W в выбранном вами процессоре RAW. Сделайте это для дневной съемки, на целый день или столько, сколько захотите. Я надеюсь, тебе это нравится. Я знаю, что всегда любил.
Об авторе: Марк Кегель - педагог, писатель и директор Ванкуверских фото семинаров. Его черно-белые пейзажи с большой выдержкой, обнаженные тела и архитектурные фотографии широко экспонировались и были удостоены множества международных наград, таких как IPA, PX3, Spider Awards и Epson Pano Awards.