Краткая история фокусирующих луп с матовым стеклом
Эта статья посвящена очень полезному, но часто упускаемому из виду фотографическому аксессуару. Изучив Интернет, я смог найти только несколько кратких записей, посвященных этим устройствам, поэтому я надеюсь, что мои статьи будут полезны пытливым умам, интересующимся историей фотооборудования.
Моя страсть к винтажным широкоформатным фокусирующим лупам возникла после посещения дома Уилла Данниуэя около семи лет назад. Во время моего первого очень краткого визита к Уиллу я заметил на его стене витрину, заполненную красивыми маленькими латунными драгоценными камнями. На тот момент у меня была только одна лупа, приобретенная в начале 2013 года в поместье покойного Эрнста Пурдума, который был известен в фотографических кругах своими обширными познаниями в области фотографических жалюзи, их истории и механического развития. После его кончины огромное поместье г-на Пурдума оказалось в магазине подержанных товаров. Именно там я взял свою первую лупу от Taylor Taylor & Hobson.
Мой главный интерес всегда заключался в создании изображений, и поэтому знание оборудования, необходимого для получения конкретных результатов, является важным, но не центральным; Я не особо думал о своей первой маленькой лупе, кроме восхищения ее мятным оттенком, пока не увидел шкафчик у Уилла. Вернувшись домой, я поискал в Интернете информацию по этой теме, но мое расследование оказалось крайне коротким. Этот недостаток информации еще больше укрепил мою решимость узнать как можно больше и поделиться своими открытиями со всем миром.
На протяжении многих лет я несколько раз бывал у Уилла и покупал или продавал более чем несколько избранных предметов из этого шкафа. К сожалению, Уилл скончался 8 апреля этого года. Я думал подождать, чтобы написать этот пост, пока я не достигну 10 лет коллекционирования, но решил сделать это сейчас в память о Уилле Данниуэй, пусть он упокоится с миром.
Сложности сбора старинных латунных луп и информации о них заключаются в следующем. Во-первых, они, как правило, маленькие, и для тех, кто не является заядлым фотографом большого формата, не очевидно, что они из себя представляют, поэтому подавляющее большинство луп, должно быть, потерялись или вылетели, когда кто-то умер, и их родственники не знали какие они были. Посмотрим правде в глаза, половина того небольшого процента фотографов, которые сегодня снимают даже в большом формате, скорее всего, не узнают некоторые из них такими, какие они есть.
Во-вторых, на большинстве из них нет гравировки или штампа, а в тех, которые редко упоминают что-либо, кроме производителя, продавцам сложно их точно описать. Более чем один производитель делал не просто разные итерации своих луп, но в каждом поколении предлагалось 3 или более различных размеров, так что есть слабая надежда на сборку целой линейки из 6 или 9 вариантов.
Добавьте к этому тот факт, что существует множество других типов луп, а также тот факт, что множество других небольших оптических элементов можно легко спутать с лупами, и они фактически в какой-то степени функционируют как таковые. Даже в кабинете Уилла, изображенном выше, из 36 видимых объектов 10 на самом деле вовсе не лупы, но этот вопрос будет рассмотрен позже.
Что такое фокусирующая лупа из матового стекла и чем она отличается от других подобных объектов? По определению, фокусирующие лупы с матовым стеклом созданы специально для того, чтобы помочь фотографам довести изображение на матовом стекле крупноформатной камеры до критической точки фокусировки. Чтобы облегчить эту важную задачу, фотографы иногда используют бесчисленное количество луп и гаджетов, сделанных своими руками, но ничто не сравнится с хорошо сделанной лупой, предназначенной именно для этой работы.
Эти лупы должны иметь возможность резкой фокусировки на расстоянии около 2 мм от нижнего края. Фокусирующая лупа из матового стекла также имеет полностью непрозрачный корпус, который блокирует рассеянный свет и делает изображение ярче. Их сила увеличения варьируется от 4х до 8х и даже 10х, хотя у большинства из них примерно 6х.
Поскольку шлифованная сторона стекла идеально плоская, большинство производителей старались обеспечить относительно плоское поле фокусировки своих луп, что, например, не так важно для ботанических луп.
Я быстро отмечу здесь, что при фактическом использовании многие другие вещи могут заменить настоящую лупу с матовым стеклом; лупы, предназначенные для отрицательного исследования, почти идентичны во всех отношениях, можно использовать лупы для чтения карт и даже ручные лупы. Лупы 19-го века для ботанических образцов часто очень напоминают фокусирующие лупы и могут фокусироваться в правильной плоскости.
Я использовал центральную группу объективов Canon 28-80 мм в качестве увеличительных линз, и к одной купленной мной камере пришла вещь, которую кто-то сделал из канистры с пленкой и одного элемента с некоторой увеличивающей силой, вклеенного в нее, и эта штука также сработала, чтобы показать изображение больше. Я чувствую, что многие фотографы могут прибегать к использованию всевозможных заменителей просто потому, что они могут даже не знать, что на самом деле существуют специальные лупы для фокусировки, и поэтому я надеюсь, что этот пост поможет.
С точки зрения разнообразия фотолуп, похоже, было не так много, как объективов, фотоаппаратов и прочего оборудования; в конце концов, они должны были делать только одну вещь, и сколькими способами можно достичь этой довольно простой задачи? Однако есть более чем достаточно, чтобы исследовать и восхищаться.
Самые простые фотографические лупы вообще не имеют регулировки фокуса или имеют минимальную для этого емкость, с верхним стеклом на резьбе, которую можно немного открутить. У этих луп обычно всего один элемент, и качество изображения не совсем хорошее. На следующий уровень выше: у вас есть способ сдвинуть центральную часть вверх или вниз, чтобы настроить личное зрение каждого фотографа, а также изменить фокальную плоскость на матовое стекло разной толщины. Лучшие из них будут иметь либо скользящую, либо поворотную центральную регулируемую часть, которая затем фиксируется на месте.
Самый простой способ, чтобы лупа могла фокусироваться, это, конечно, скольжение одной трубки внутри другой; для достаточно плотной посадки требуется только простая точная обработка. Для большего контроля некоторые компании сделали эту центральную часть спиральной или даже полноценной резьбой; это делает регулировку более точной, но чем тоньше резьба, тем больше оборотов требуется, чтобы привести ее в нужное место.
Более сложный механизм включал направляющий штифт, расположенный на внешней поверхности внутреннего ствола, и слегка спиральный канал во внешней части корпуса, чтобы этот штифт перемещался внутри (хотя, конечно, этот канал был скрыт за внешней юбкой). Это очень плавный и точный способ достижения фокуса, но на самом деле он потребовал гораздо больше обработки и сборки, поэтому не многие лупы демонстрируют это.
Чтобы зафиксировать эту центральную скользящую часть вместо правильной фокусировки, у большинства луп есть резьбовое кольцо на внешней части корпуса. Когда это кольцо завинчивается, оно нажимает внутрь на тщательно вырезанные крылья, и это фиксирует центральную колонну на месте. Некоторые производители прибегли к более простому установочному винту. У других фокусировались лупы с помощью длинной нити с стопорным кольцом на той же нити.
Конфигурация стекол кардинально менялась; от простых одностеклянных луп, похожих на портативные устройства для чтения, до сложных систем с цементированной коронкой и элементами из бесцветного стекла. Большинство хороших моделей имеют одинарный элемент вверху и зацементированный двойной внизу. Более сложные лупы имели сложные ахроматические группы элементов как сверху, так и снизу. Слева внизу представлены элементы с прокладкой от лупы Waterbury, а справа - три цементированных элемента от Goerz.
Так же, как линзы и фотоаппараты, лупы также подверглись ребрендингу, и несколько розничных продавцов часто продавали одни и те же лупы. Некоторые лупы могли быть проданы без фирменной гравировки, в то время как другие были обработаны иначе. Например, лупа Hansa идентична лупе Zeiss Ikon, за исключением того, что Hansa имеет невероятно эмалевое покрытие и сделана из латуни, а не из алюминия, как у Zeiss.
Купила ли Hansa права на этот дизайн, или компания Zeiss сделала партию металла, которую они считали лучшим, а затем покрыла их эмалью в Японии? Сейчас сложно сказать, но они точно связаны. Похоже, что Dallmeyer почти полностью скопировал лупы Ross, за исключением того, что сделал их короче, лупы Montauk идентичны лупам с маркировкой Waterbury, лупы Busch также продавались различными розничными торговцами с выгравированными их собственными этикетками и т. Д.
Определить дату изготовления этих предметов, как правило, довольно сложно. Они редко имеют какую-либо маркировку, а из тех, на которых есть гравировка, немногие имеют серийный номер, который также почти невозможно отследить для подавляющего большинства производителей винтажных товаров. Бесконечный поиск по старым каталогам иногда может дать представление о том, какая конфигурация лупы была сделана в какое десятилетие и какой компанией, но некоторые производители сохраняли свои лупы неизменными в течение десятилетий, в то время как у других нет каталогов для поиска в Интернете.
Через некоторое время работы со старинными латунными линзами можно заметить сходство в прогрессии типов латуни и лака, используемых производителями, и которые могут быть использованы для размещения лупы в течение этого или другого десятилетия с относительной степенью точности.
Я считаю, что одна из самых старых луп в моей коллекции - это, вероятно, фокусирующее стекло Сковилла, изображенное ниже слева. Кажется, что они не меняли своей формы с начала 1860-х по 1880-е, поэтому теоретически эта лупа может быть сделана в любой год того периода, но в основном это та же лупа 60-х годов.
В центре - лупа, которую можно увидеть в каталогах LaVerne из Франции, и, похоже, ее также импортировал и продал Эдвард Энтони; датируется серединой 1870 года. Судя по обработке и типу использованной латуни и лака, лупа Дарло справа также, вероятно, из конца 60-х или начала 70-х годов. Я не уверен, когда Росс или Даллмейер начали делать свои лупы, поэтому я не включил их в эту группу старожилов.
Парижскому производителю линз Hermagis приписывают изобретение спиральных центральных колонн, которые делают процесс настройки лупы под ваши глаза очень точным. Некоторые из их луп не имеют спирали, а используют систему направляющих штифтов; Я предполагаю, что это более поздний тип, но я ищу хотя бы один из них в реальном каталоге для проверки. Некоторые из их моделей имеют простую латунную отделку, некоторые покрыты черным лаком, а некоторые из них покрыты кожей.
Дизайн спиральной центральной колонны бесконечно копировался в Европе, и безымянные образцы этой лупы, вероятно, являются наиболее распространенными из всех луп, выставленных на продажу. Все спиральные лупы, которые я видел, имеют один элемент вверху и зацементированный двойной внизу. Возможно, центральную спиральную трубку покупали стандартной длины, а затем, если нужно было немного раздвинуть верхнее и нижнее стекло, на спираль припаивали кольцо соответствующей высоты. Иногда в дикой природе можно увидеть образцы с гораздо более тонкой резьбой, но по большей части спираль почти идентична для многих моделей и производителей.
Дизайн лупы Дарло сохранялся почти неизменным в течение как минимум 30 лет, а также возникла куча безымянных копий. Другие компании даже рекламировали свои лупы как "Darlot Type". Тип латуни Дарло и лаковое покрытие менялись с годами, что очень согласуется с их корпусами линз того же периода времени. Ниже представлена ??лупа Дарло, которая, вероятно, была сделана примерно в середине 1880-х годов, и три примера других производителей, копирующих тот же общий дизайн.
Большинство луп составляют от 40 до 60 мм в закрытом состоянии, выдвигаются на 10-20 мм и имеют средний вес около 100-150 г. Тем не менее, фотографы часто обращают внимание на свободное пространство, поэтому некоторые лупы были сделаны в миниатюрных размерах. Это, конечно, делает их еще более уязвимыми для потери, и изображение крошечное, но в крайнем случае они работают довольно хорошо.
Приведенный ниже пример ранней лупы E. Krauss имеет высоту всего 30 мм и вес 54 г. Если пространство на самом деле не имеет значения, и если кто-то действительно хочет получить максимально широкое поле зрения, держа в руке чудесный объект, то очевидным единственным выбором является лупа Grande Model от Hermagis. Этот гигант середины 188-х годов весит 235 г и достигает 105 мм в высоту в расширенном состоянии.
Hermagis заслуживает здесь еще одного краткого упоминания. Нижний металлический край лупы может поцарапать матовое стекло. Чтобы этого не произошло, на одной из своих моделей Hermagis самым аккуратным и красивым образом выложила кольцо из китового уса. Это единственный вид, который я видел с подкладкой из китового уса. Позднее лупы стали делать из пластика, но среди луп с латунным корпусом это, возможно, была единственная значимая попытка защитить стекло от царапин, и какое это было элегантное усилие.
Для четкой фокусировки нижний край лупы помещается под прямым углом к ??матовому стеклу, при этом линия обзора находится под углом 90 градусов к стеклу. Иногда точка, на которой вы хотите проверить фокус, немного ниже или выше, чем угол, на который вы можете с комфортом смотреть, и некоторые компании дали своим склонам возможность наклоняться, чтобы вы могли смотреть на нее сверху или снизу. . Обратите внимание на то, что они наклоняются вокруг центральной оси нижней плоскости, потому что именно там фокус настраивается на глубину матового стекла; если вы оставите на стекле только одну точку края, плоскость фокусировки приподнимется, и ваша лупа будет полностью не в фокусе.
Другая проблема, с которой иногда сталкиваются в полевых условиях, - это проверка критического фокуса по самому краю матового стекла, потому что оно обычно вдавлено в деревянную или металлическую раму вокруг него на миллиметр или два, поэтому край вашей лупы касается этого края. Этот единственный образец от Taylor ’Taylor & Hobson с его прекрасной патиной решает эту проблему за счет небольшого выреза на нижнем крае, который позволяет ему оставаться перпендикулярно стеклу, проходя через деревянную раму. Теоретически наклонные лупы, показанные на картинке выше, также могут ответить на звонок, потому что их центр также может быть приближен к краю, чем у большинства.
Я думаю, что впервые любой, кто взглянет на матовое стекло обычной широкоформатной камеры, может быть немного сбит с толку из-за того, что изображение перевернуто вверх ногами и слева направо перевернуто. Проработав более 20 лет с LF-камерами, я теперь понимаю, что профессора моего колледжа говорили о преимуществах этого.
Перевернутое изображение служит некоторым подсознательным способом отделить изображение матового стекла от того, что на самом деле происходит перед линзой, поэтому линии, тона и другие композиционные элементы остаются сами по себе, не связанными с реальностью, будучи инвертированными. Не все разделяют это мнение, поэтому все мы знаем о тех больших реверсивных призмах, которые находятся за матовым стеклом и правильно ориентируют изображение, по крайней мере, сверху вниз с помощью зеркала. Некоторые производители луп пытались предложить фотографам такое же решение, добавляя дополнительный элемент между двумя группами и заставляя этот элемент переворачивать изображение в обоих направлениях.
Использование такой лупы на самом деле не так весело, как может показаться. Во-первых, их увеличительная сила действительно высока, так что вы в конечном итоге увидите слишком много фактической гранулированной структуры вашего матового стекла. Плюс зона обзора также довольно ограничена, поэтому вам придется много перемещать ее, чтобы найти эти достопримечательности. Когда я пробовал использовать эти лупы, я никак не мог привыкнуть к тому, что изображение скользит вверх, когда я перемещаю лупу вниз, а также это заставляет вас начать двигаться в неправильном направлении. Тем не менее, это новое нововведение, о котором стоит упомянуть.
С появлением камер меньшего размера в конце 1890-х и на протяжении 1930-х годов появилось много складных камер, которые все еще имели матовое стекло на задней панели, но предназначались для ручного использования. Держать камеру, фокусировать ее, а также подносить лупу к стеклу - это трюк, с которым могут легко справиться только избранные индуистские боги, но для тех из нас, у кого всего две руки, у некоторых компаний возникла яркая идея сделать кончики своих луп. в маленькие резиновые присоски. Я полагаю, что это работало довольно хорошо, когда они были новыми, но эти ранние формы резины через некоторое время стали бы твердыми и очень хрупкими, и поэтому во всех этих лупах теперь эта резина либо полностью отсутствует, либо она твердая, как скала, и обычно трещины и сколы отсутствуют.
У этих меньших камер также часто был кожаный кожух, который открывался, открывая матовое стекло и защищая его от постороннего света. В более современных камерах Graflex имеет металлическую шторку сзади. Попасть туда с лупой практически невозможно, поэтому в таких ситуациях очень удобна более длинная лупа. Если не считать разборного примера, показанного выше, Ednalite 1950-х годов очень хорошо справляется с этой задачей, хотя я не могу сказать, что это самая острая лупа на полке. Wista также может найти немало примеров, и при условии, что после очистки стекло вставлено правильно, чего не было у меня, когда я впервые получил его, на самом деле это очень острая лупа.
Некоторые лупы поставлялись с приспособлением для собственного маленького матового стекла, которое можно было надевать на нижнюю часть или прикручивать к нему. Поверните матовое стекло к себе, и вы действительно сможете сфокусироваться на сцене перед вами, которая в основном служит видоискателем для быстрого предварительного просмотра. При условии, что вы снимаете объектив с "нормальным фокусным расстоянием", это может помочь вам выбрать хорошее место для установки камеры. Это своего рода уловка, так как изображение маленькое и его нелегко увидеть, но важна именно изящная мысль. Увидев первую лупу с такой насадкой, я решил сделать серию изображений, используя лупы в качестве линз.
Лупы - один из самых маленьких предметов в большой сумке фотографа, но также очень удобно, если они будут всегда под рукой, не боясь потерять. Отсюда и старое решение - надевать шейный ремешок на все, к чему вам нужен быстрый доступ. Удивительно, но не многие лупы на самом деле поставлялись с шейным ремешком, а в тех, которые использовали шнур, петля часто отсутствовала.
Винтажные фокусирующие лупы, как правило, трудно найти, поэтому найти к ним оригинальные футляры для переноски - большое удовольствие. Только около 10% моей коллекции имеют оригинальные футляры, и ниже приведены несколько примеров. Некоторые из них поставлялись в марокканских кожаных футлярах, похожих на футляры для стопоров Waterhouse, другие изготавливали коробки из бумаги или прессованного картона. В какой-то момент TT&H решили делать свои корпуса из тонкого деревянного шпона. Некоторые футляры были жесткими и обшиты бархатом определенной формы, а другие представляли собой замшевые ранцы. Лупы Limpet, которые изначально имели как резиновый наконечник, так и круглое шлифованное стекло, которое можно было вставить в эту резину, поставлялись в тонкой жестяной банке.
Беспокоясь о потере одного из винтажных, в полевых условиях я использую Nikon 7x, а в своей студии я предпочитаю Sima, сделанную в Западной Германии, когда была такая страна. Оба они исключительно острые, хотя некоторые из лучших антикварных образцов не так уж далека от качества. Раньше я пробовал несколько луп Peak и Wista, и они были очень хорошо сделаны. Полагаю, из Всадника не получилось бы плохой лупы, но я никогда не держал ее в руках.
Я думаю, что это касается почти всех вариантов луп, с которыми я сталкивался. Ради тех, кто только учится, я чувствую, что должен добавить небольшое предостережение. Похоже, что за последние несколько лет интерес к лупам вырос в десять раз. Не уверен, что это связано с большим наплывом широкоформатных фотографов с плохим зрением или, может быть, с тем фактом, что в то время я время от времени устраивал им открытые призывы в социальных сетях. В любом случае цены выросли втрое, если не больше, хотя некоторые продавцы на самом деле не пытаются выдолбить и сохранить вещи по разумным ценам.
В последнем случае неосторожные продавцы намеренно или случайно неправильно брендируют вещи, которые вовсе не являются лупой. Например, относительно легко увидеть, что линза игрушечного волшебного фонаря - это не лупа, но с небольшим натяжением воображения их способность фокусироваться на нужной плоскости матового стекла может означать знаки доллара вплоть до продаж.
Предназначенные для возможного уничтожения игривыми и, возможно, менее внимательными детьми, эти предметы дешево сделаны из очень тонкого металла, а простое стекло удерживается на месте пружиной. Они действительно фокусируются на матовом стекле, но не фиксируются, и изображение намного хуже, чем в хороших образцах настоящих луп с матовым стеклом.
Окуляры микроскопов также иногда фокусируются в нужной плоскости для работы. Я на самом деле написал здесь, что до сих пор не видел, чтобы они продавались как лупы, но прямо сейчас, когда я редактировал эту статью, действительно, одна, показанная в коллаже ниже, появилась на eBay; это не латунь, это не лупа, и этот продавец должен знать лучше. У продавца во Франции, похоже, есть монокуляр, ошибочно маркированный как лупа, и он находится на eBay как минимум несколько лет. Я несколько раз пытался подтвердить, лупа это или нет, но он так и не ответил на свои сообщения.
Я хотел бы выразить огромную благодарность не только покойному Уиллу Данниуэю, но и всем тем, кто помогал моей коллекции на протяжении многих лет. Я не смог бы сделать это за такое относительно короткое время без поддержки преданных делу охотников за лупами, разбросанных по всему миру. Их бескорыстная щедрость резко контрастирует со слепой конкуренцией, наблюдаемой повсюду. Вы знаете, кто вы, люди, и с вами мир становится лучше. Спасибо!
О, и хорошая коллекция никогда не заканчивается. Я бы не хотел создавать впечатление, что я закончил поиск примеров, которых у меня еще нет. На самом деле, я прошу любого любезного читателя, который думает, что у него может быть винтажная лупа, связываться со мной, и я был бы рад поговорить о возможной покупке или обмене.
Об авторе: Антон Орлов - аналоговый фотограф и человек, стоящий за "The Photo Palace", 35-футовым школьным автобусом, который был преобразован в темную комнату и площадку для презентаций в образовательных и художественных целях. Ранее он создал прозрачную камеру и самые маленькие в мире модели. Посетите его веб-сайт, чтобы узнать больше о его работах и статьях. Эта статья также была опубликована здесь.