Как я адаптировал рентгеновский объектив f/0.75
Уже много лет я не могу забыть про промышленные сверхбыстрые линзы. Но меня всегда сдерживало одно: большинство изображений, которые я мог найти, были в лучшем случае откровенно скучными, скучными, размытыми макросъемками. Так что я не мог оправдать трату сотен долларов на непрактичное медицинское оборудование.
Я называю себя "плохим фотографом", который зациклен на производителях объективов и их характеристиках. Я трачу больше времени на поиски хороших предложений на линзы, чем на их использование. Вот почему я всегда хотел попробовать адаптировать этих довольно доступных быстрых монстров.
Однажды в прошлом году у меня появилась возможность купить две рентгеновские линзы примерно за 200 долларов у местного энтузиаста фотоаппаратов, у которого, вероятно, была такая же надежда, как и у меня. Это было достаточно дешево, чтобы дать им шанс посмотреть, что я могу с ними сделать. Первым объективом был Rodenstock XR-Heligon 75mm f / 1.1, а вторым - Rodenstock TV-Heligon 50mm f / 0.75. Я быстро обнаружил, что с моим Sony a7R II я не могу использовать 75-миллиметровый объектив для достижения бесконечного фокуса (максимум от 3 до 4 метров), потому что у этой копии был слишком большой задний элемент, чтобы он мог пройти мимо створок затвора.
Остался 50 мм f / 0,75. У этой оптики есть задняя линза, которая достаточно крошечная, чтобы приблизиться к датчику для достижения бесконечной фокусировки. Проблема заключалась в том, чтобы приспособить это, мне пришлось сделать переходник не толще 4 мм, и сделать это без каких-либо специальных инструментов и с ограниченным бюджетом. Если вы думаете, что можете свободно использовать этот объектив, забудьте об этом - вы поцарапаете фильтры внешнего сенсора (я говорю по опыту).
Я обнаружил, что одна из стандартных 82-миллиметровых металлических блендов для телеобъективов, которые можно купить на eBay, точно подходит к этому объективу. С этим я мог бы сделать переходник. К сожалению, на данный момент нет никого, кто мог бы производить повышающие кольца диаметром 42 - 82 мм, а самое близкое - 43 - 82 мм. Я мог бы объединить переходное кольцо 49-82 мм, повышающее кольцо 42-49 мм, а затем тонкий M42 с байонетом E. Единственная проблема заключалась в том, что я мог получить только около 2 метров фокусировки.
Моим единственным решением было заставить тонкий адаптер M42 и повышающее кольцо 43-82 мм подогнать друг к другу. Я сделал это, стачивая резьбу на каждой детали. Тогда я мог бы сжать их с силой, чтобы они подошли. Я был удивлен, что мне не понадобился клей или эпоксидная смола, а мой раствор удерживается на месте только за счет трения. Я снова пытался их разобрать, но у меня просто не получается. Чтобы добиться бесконечного фокуса с этой установкой, мне пришлось удалить небольшое количество алюминия (глубиной около 1-2 мм) в конце резьбы объектива, что я сделал с помощью ручных инструментов и наждачной бумаги.
Последняя проблема, которую нужно решить, - как мне сосредоточиться. Это можно сделать либо с помощью 3D-печатных деталей, чтобы сделать базовый геликоид, но, судя по предыдущему опыту, это не идеально (и не красиво). Я заметил, что с 75 мм f / 1,1 я не мог использовать большую резьбовую деталь, которая, скорее всего, использовалась для ввинчивания объектива внутри рентгеновского аппарата, и обнаружил, что это также можно использовать с 50 мм f / 0,75. Уменьшив диаметр, я смог легко поместить эту деталь в бленду объектива 82 мм, опять же, удерживая ее на месте только за счет трения. Теперь у меня был фокус, и он также мог делать бесконечный фокус. Я также хотел использовать настоящую бленду для моего объектива, но у нее не было резьбы на передней панели, как обычно. Я использовал тот же метод, что и при изготовлении адаптера: с помощью более короткой перевернутой бленды объектива 82 мм и ленты, чтобы удерживать ее на месте. Для реверсирования резьбы я использовал понижающее кольцо 86-82 мм. Теперь у меня появился хороший и безопасный способ добавить фильтры по моему выбору, переднюю крышку объектива и бленду.
Ниже представлена визуализация того, как я адаптировал этот объектив и как он фокусируется:
Проблемы с совместимостью объектива и камеры
Наконец, я смог проверить объектив. Если вы хотите получить самое размытое боке, этот объектив не для вас. Это может быть f / 0,75, но поскольку круг изображения охватывает только в лучшем случае APS-C, это больше похоже на 75 мм f / 1,0.
Кроме того, использование этого тяжелого зверя доставляет немало хлопот, поэтому я всегда использую батарейный блок, чтобы было достаточно места, чтобы держать камеру руками. Главный недостаток - расстояние между фланцами. Чтобы использовать этот объектив, нужно снимать в бесшумном режиме - это означает, что створки затвора не двигаются. Если бы они двинулись, это разрушило бы мои камеры, потому что створки затвора врезались бы в задний элемент.
Иногда при выключении камеры или при разрядке аккумулятора она может в некоторых случаях закрывать створки затвора для "синхронизированного" сеанса переназначения пикселей. Это означает, что каждый раз, когда я выключаю камеру, есть небольшая вероятность срабатывания створок затвора. Я хотел бы, чтобы был способ отключить эту функцию, но после консультации с некоторыми другими пользователями Sony a7R II я обнаружил, что это, к сожалению, невозможно. Единственное решение, которое я смог найти, заключалось в том, что вы могли принудительно выполнить сеанс переназначения пикселей. Это делается путем изменения даты на месяц вперед. Поэтому каждый раз, когда я выхожу с этим объективом, я заставляю эту сессию происходить, чтобы камера не делала это автоматически в худший момент. Это дает мне немного спокойствия, но всегда есть небольшая вероятность срабатывания затвора и повреждения камеры.
Когда я хочу выключить камеру, я фокусируюсь настолько близко к минимальному фокусному расстоянию, насколько позволяет мне объектив, что заставляет заднюю оптику перемещаться в более безопасное положение, надеюсь, достаточно, чтобы быть на безопасном расстоянии от лезвий затвора. Еще одна небольшая вещь, на которую следует обратить внимание, заключается в том, что для того, чтобы снять этот объектив, мне нужно использовать какой-то инструмент, чтобы нажать ручку фиксатора объектива на моей камере, поскольку между оптикой и корпусом камеры нет места для пальцев.
Характеристики линз
Как вы могли догадаться из текста выше, с этим объективом нелегко обращаться, и не помогает то, что фактическая плоскость фокусировки тонкая как пластина. Но это не самая большая проблема, если вы привыкли к ручной съемке и пользуетесь преимуществами цифрового видоискателя.
После хорошего месяца использования этого объектива я до сих пор не могу понять его характеристики. Я почти уверен в том, что объектив наиболее резкий, когда объект находится на расстоянии от 1,5 до 5 метров от камеры. Все, что меньше 1,5 метра, станет очень размытым и заставит светиться светлые участки. Это довольно забавно для меня, когда я думаю о почти всех других изображениях, которые я мог найти, которые люди сделали с такими объективами, используя их в экстремальном макро-диапазоне. Неудивительно, почему я и другие люди считают эти объективы не более чем новинкой или даже мусором с точки зрения фотографии. При использовании по-другому (читай: правильно) он такой же, как и любой другой объектив с ручной фокусировкой.
Края изображений никогда не будут в фокусе. Это похоже на конструктивную особенность, поскольку я думаю, что эти части круга изображения никогда не предназначались для использования, и я подозреваю, что фактический формат, в котором должен снимать этот объектив, - MFT или меньше. Это дает странный круговой эффект; не как закрученное боке, это что-то совсем другое. Это напоминает мне некоторые изображения, сделанные старыми объективами Гелиос-44-2 с перевернутыми задними элементами, только у Rodenstock в этом отношении резче. На некоторых снимках боке более игристое - почти как у зеркальных телеобъективов.
Для тех, кому интересно, как этот объектив работает при слабом освещении, он примерно такой же, как и любой другой светосильный объектив, ничего революционного. Вам все равно придется поднять ISO, чуть меньше, чем с более медленными объективами. Я имею в виду, что покупка объектива с диафрагмой f / 0,75 не имеет особого смысла только из-за его возможностей при слабом освещении. Я не специалист в оптике, поэтому я не знаю, как измерить Т-стопы, возможно, фактическое число Т-стопа гораздо менее впечатляет, чем число F-стопа.
Если у вас есть совет, информация, пожелания или вопросы по поводу этого объектива, не стесняйтесь обращаться ко мне: я хочу узнать больше.
В заключении
Скорее всего, я никогда полностью не пойму этот объектив, но это делает его более интересным в использовании, поскольку я никогда не буду точно знать, каковы будут конечные результаты. В общем, работать с ним совершенно непрактично, сложно, а иногда и вызывает стресс. Но есть кое-что, что меня к этому возвращает. Возможно, это чувство открытия и восхищения в том, что этот промышленный объектив действительно можно использовать для современной съемки.
Об авторе: Эспен Сусорт - графический дизайнер, моушн-дизайнер и интерфейсный разработчик из Западной Норвегии. Он также фотограф и любит винтажные линзы. Он владеет и использует только винтажные линзы и любит создавать специальные адаптеры для проекционных линз, у которых нет регулировки фокусировки или диафрагмы.