Действительно ли нам нужны все эти кнопки и циферблаты?
Как и большинство пленочных зеркальных фотоаппаратов 1970-х годов, Olympus OM-10 предлагал только основные элементы управления экспозицией и несколько специальных функций, помимо автоспуска и экспонометра.
Моя первая камера, еще в конце 1970-х, была Olympus OM-10. На корпусе камеры имелись диски для регулировки выдержки и ISO / ASA, диск компенсации экспозиции и режим "Авто". Встроенный экспонометр помог получить правильную экспозицию, а автоспуск позволял делать групповые снимки или автопортреты. Наиболее заметные элементы управления этой камеры были для управления пленкой: рычаг продвижения пленки, ручка перемотки и рукоятка. Его руководство пользователя делает OM-10 намного более сложным, чем он был на самом деле, но, как и все пленочные камеры, его настройки были сравнительно ограничены.
Сегодняшние камеры - это компьютеры с объективами, и, как и компьютеры, они обладают множеством функций, гораздо больше, чем любая пленочная камера. Как и в случае с любым компьютером, мы должны иметь возможность настраивать эти многие параметры. Есть меню, которые позволяют нам включать, отключать и настраивать многие доступные функции, а кнопки и циферблаты обеспечивают быстрый доступ.
Но с учетом того, что многие современные камеры теперь предлагают дюжину или более контрольных точек - некоторые из которых можно настраивать без видимой маркировки, - существует риск подавления некоторых пользователей. Что еще более важно, абсолютная сложность цифровых фотоаппаратов может помешать съемке фотографий.
Появление Fujifilm X-E4 вызвало споры среди некоторых пользователей об относительном отсутствии кнопок и циферблатов. Чтобы создать минималистичную компактную камеру или, возможно, сэкономить деньги, Fujifilm решила упростить свою конструкцию по сравнению с X-E3. В отличие от своего предшественника, X-E4 не предлагает селектора режима фокусировки или заднего диска управления, а для блокировки автофокусировки и автоэкспозиции теперь используется одна и та же кнопка. Кнопка "Режим просмотра", которая позволяет переключаться между ЖК-дисплеем и электронным видоискателем, также исчезла.
Это сокращение элементов управления огорчило некоторых пользователей Fujifilm, что кнопки и циферблаты отсутствуют, потому что они стали зависимы от них. Однако это не значит, что эти функции недоступны; вы можете изменить их через быстрое меню, которое имеет специальную кнопку вверху. Или вы можете добавить наиболее часто используемые настройки в "Мое меню", чтобы получить к ним доступ с помощью пары нажатий. Но люди хотят того, к чему они привыкли.
С другой стороны, есть много фотографов, которым не нужен или не нужен быстрый доступ - через прямое управление - к целому списку настроек, которые они, возможно, никогда не захотят изменять.
Очевидно, что потребности разных фотографов различаются, и у профессионала будут другие требования, чем у энтузиаста. Но X-E4 вряд ли ориентирован на профессионалов, и, учитывая его целевую аудиторию, я считаю, что расположение элементов управления имеет большой смысл.
Я стараюсь снимать с приоритетом диафрагмы, позволяя моей камере позаботиться о выдержке и ISO. Но многие фотографы любят полностью игнорировать элементы управления экспозицией и снимать в автоматическом или программном режиме, потому что это позволяет им сосредоточиться на создании изображений, а не тратить время на возню с настройками. Съемка таким способом может быть полезна многим, а не только энтузиастам: это дает вам пространство для отработки композиции и поиска этого "решающего момента", не отвлекаясь. В конце концов, эти мощные компьютеры созданы для того, чтобы многое делать без нашего вмешательства.
Съемка в автоматическом режиме / по программе предназначена не только для новичков. Некоторые известные фотографы снимают так: фотограф Magnum Мартин Парр снимает в программном режиме и не беспокоится о настройках своей камеры. В одном из интервью он говорит: "Ручные снобы действительно раздражают меня. По сути, им приходится тратить все свое время на размышления об диафрагме. Почему бы не воспользоваться современными технологиями? Программный режим в значительной степени делает все правильно каждый раз".
Уличный фотограф Эрик Ким предпочитает программный режим, потому что он предотвращает ошибки, когда он меняет места с другим освещением. А некоторые даже шутят, что буква "P" на фотоаппарате означает режим папарацци, поскольку у этих фотографов часто нет времени менять настройки.
В конечном счете, слишком сложные камеры представляют собой препятствие для новых пользователей. И если производители камер хотят по-настоящему конкурировать со смартфонами за актуальность, им необходимо предлагать модели, которые так же просты в использовании, как смартфоны, но предлагают значительно лучшее качество изображения. И Fujifilm не единственная, кто предлагает что-то близкое к этому: Canon M200 также хорошо отвечает этим требованиям, как и Sony a6100 и Nikon Z50.
Для тех, кто хочет максимального контроля, всегда будут доступны сложные камеры. Но наличие множества контрольных точек не обязательно делает камеру лучше - для некоторых это делает ее хуже. К этому моменту: хотя X-E4, возможно, не является идеальной эволюцией X-E3, я нахожу его достаточно способным и, что более важно, несложным удовольствием от использования.