Что такое гиперфокальное расстояние и как его определить?
Одна из наиболее сложных технических тем в фотографии - это гиперфокальное расстояние. На первый взгляд, базовое определение гиперфокального расстояния кажется довольно простым: это расстояние, на котором вы фокусируете объектив камеры, чтобы получить как можно большую часть кадра в фокусе, от переднего плана до горизонта.
Все начинает усложняться, когда вы пытаетесь сузить это определение, и еще больше усложняется, когда вы начинаете вникать в особенности расчета гиперфокального расстояния для различных объективов и ситуаций съемки. Давайте погрузимся в механику гиперфокального расстояния и посмотрим, сможем ли мы внести некоторую ясность в непонятную и запутанную тему.
В рамках этой статьи мы предполагаем, что вы знакомы с основами технической фотографии, поэтому вы знаете такие вещи, как диафрагма, фокусное расстояние, глубина резкости, а также фикс и зум-объективы. Если какие-либо из этих терминов для вас новы, вы можете ознакомиться с некоторыми другими нашими статьями по этим темам, а затем вернуться к этой, когда будете готовы.
Практический пример
Давайте рассмотрим довольно распространенный сценарий: вы делаете пейзажную фотографию поля в солнечный день, и у вас есть человек на переднем плане, дерево на среднем плане, а затем несколько потрясающих кружащихся облаков на глубоком фоне. Вот ваша проблема: какой объектив вы используете, с какой диафрагмой, с какой точкой фокусировки, чтобы все три основных элемента - человек, дерево и облака - были в фокусе и были достаточно резкими?
Если вы сфокусируетесь на человеке, дерево окажется не в фокусе. Если сфокусироваться на облаках, человек будет расплывчатым. Если вы сфокусируетесь на дереве - ну, может быть, это сработает, или, может быть, дерево будет красивым и резким, но человек и облака будут не в фокусе. Но допустим, вы немного поигрались со своим фокусом и нашли "золотую середину" на расстоянии 55 футов, установив для вашего 85-миллиметрового объектива значение f/16, что позволяет сфокусировать все важные элементы кадра. Эта "золотая середина" - ваше гиперфокальное расстояние. Просто запишите настройки объектива в блокнот для фотографий - 85 мм, f/16, 55футов - и теперь вы знаете, какое у вас гиперфокальное расстояние!
Все просто, правда? За исключением того, что это всего лишь гиперфокальное расстояние для этого поля с этим человеком, этим деревом и этими облаками. Если в следующий раз человек окажется не на таком же расстоянии, вы не можете использовать 55 футов в качестве гиперфокального расстояния. Конечно, должен быть лучший способ вычисления гиперфокального расстояния, кроме как просто угадывать и проверять каждый элемент в каждом кадре?
Есть, пока мы устанавливаем некоторые основные правила. Допустим, гиперфокальное расстояние - это минимальное расстояние фокусировки, необходимое для данного объектива, чтобы сфокусировать объекты, находящиеся на бесконечности. Под "бесконечностью" мы подразумеваем объекты на видимом горизонте, такие как облака, звезды или далекие горы.
Имея в виду это определение, существует сложная математическая формула, которая позволит вам рассчитать гиперфокальное расстояние любого заданного объектива, но это будет совершенно бесполезно для вас в полевых условиях.
Если вам интересно, формула выглядит так:
f - ваше фокусное расстояние, N - ваша диафрагма, а c - ваш максимальный круг нерезкости, который является способом измерения приемлемой резкости.
Вот где мы сталкиваемся с нашей большой проблемой: то, что считается "в фокусе", является субъективным суждением. В нашем примере нашей целью было сделать фоновые облака и человека на переднем плане достаточно резкими. Проблема в том, что не существует универсального определения термина "достаточно острый". Может быть, я хочу видеть каждую ресничку на лице этого человека, но вы не против небольшого художественного размытия. Итак, как мы можем рассчитать гиперфокальное расстояние, чтобы сделать снимок "в фокусе", когда нет способа точно определить, что на самом деле означает "в фокусе"?
Бьюсь об заклад, вы думали, что у меня будет ответ на этот вопрос. К сожалению, нет, и это основная причина того, что так сложно вычислить гиперфокальное расстояние. Несмотря на то, что вы можете математически определить, насколько резким или нечетким является изображение, у всех разные предпочтения относительно того, насколько резким должно быть что-то, чтобы оно считалось "достаточно резким".
Субъективный маршрут
Один из способов - принять эту субъективность. Некоторые люди скажут вам, что лучший способ определить гиперфокальное расстояние - это установить желаемую диафрагму, затем сфокусироваться до тех пор, пока бесконечность не станет "идеально резкой", а затем зуммировать (используя объектив с зум-объективом или ноги с фиксированным объективом) чтобы сфокусировать передний план, корректируя его по мере продвижения, чтобы фон оставался резким.
При использовании этого метода ваше гиперфокальное расстояние будет зависеть от настройки диафрагмы. Это субъективный метод определения гиперфокального расстояния, потому что место фокусировки будет зависеть от того, когда вы думаете, что элементы переднего плана достаточно резкие.
Объективный маршрут
Другие скажут, что лучший способ определить гиперфокальное расстояние - это объективный метод. Используя эту технику, начните с более низкой диафрагмы, скомпонуйте кадр и найдите точку фокусировки, в которой бесконечность так же размыта, как и элемент переднего плана. Помните, что "одинаково резкий" и "одинаково размытый" означают одно и то же. Затем, не меняя точку фокусировки или масштаб, вы можете настроить диафрагму до тех пор, пока и передний план, и фон не станут приемлемо резкими. (Если они никогда не становятся достаточно резкими, независимо от того, насколько высока ваша диафрагма, это означает, что ваше оборудование не подходит для работы.)
Используя этот метод, ваше гиперфокальное расстояние будет одинаковым независимо от вашей диафрагмы, поскольку вы не находите фокус на основе субъективного суждения о том, что является или недостаточно резким. Вместо этого вы сосредотачиваетесь на том, где фон и передний план одинаково резкие, что является объективной мерой, а затем настраиваете только свою диафрагму.
"Объективный" метод иногда называют методом "двойного расстояния", потому что ваша точка фокусировки будет примерно вдвое дальше от вас до ближайшего элемента переднего плана. В нашем примере с человеком, деревом и облаками, если человек находится на расстоянии примерно 30 футов от вас, тогда ваше гиперфокальное расстояние будет примерно 60 футов. Если вы действительно хорошо умеете оценивать расстояния (или у вас есть лазерный дальномер), вы можете использовать этот ярлык, чтобы сэкономить много времени, для начала сфокусировавшись на 60 футах и оттуда отрегулировав диафрагму.
Плюсы и минусы
У обоих этих методов есть свои преимущества. Субъективный метод заключается в том, чтобы держать фон в идеальном фокусе, делая все возможное, чтобы запечатлеть передний план. Очевидно, это лучше, когда элементы фона являются наиболее важными в кадре, например, если вы снимаете звездные пейзажи. Это также избавит вас от разочарования, если ваш объектив короче или ограничен в настройках диафрагмы.
Объективный метод хорошо работает, если вся композиция имеет равный приоритет, другими словами, если горизонт не важнее вашего переднего плана. У него также есть преимущество в том, что он всегда одинаков по отношению к элементам переднего плана. С любым объективом и камерой, пока вы знаете, как далеко находится ваш передний план, ваше гиперфокальное расстояние не изменится. Наконец, по крайней мере, на мой взгляд, он позволяет создавать более чистые композиции, и в целом требует гораздо меньше усилий.
Ярлыки
Итак, все, что было сказано, есть ли какие-то ярлыки, которые мы можем использовать? А как насчет таблиц гиперфокальных расстояний, приложений или шкалы фокусировки на боковой стороне объектива? Проблема с таблицами и приложениями в том, что, во-первых, они отдают приоритет фоновым элементам, поэтому ваш передний план может получиться размытым. Во-вторых, большинство из них используют формулу, оптимизированную для 35-мм пленочных фотоаппаратов и физических отпечатков стандартного размера. Если у вас есть полнокадровая камера, и если вашим фотографиям суждено стать 8х10, висеть где-нибудь в галерее, то таблицы и приложения могут подойти. В противном случае вы получите неоптимальные результаты.
С другой стороны, шкалы фокусировки, которые вы найдете по бокам линз, действительно могут очень хорошо работать для определения гиперфокального расстояния - если вы знаете, как их использовать, и если у вашего объектива она вообще есть.
Чтобы найти свое гиперфокальное расстояние, выровняйте метку бесконечности над текущей диафрагмой и отметьте расстояние, которое затем появится прямо над центральной индексной линией вашей шкалы глубины резкости.
Большинство шкал фокусировки в настоящее время появляются только на профессиональных объективах с ручной фокусировкой с фиксированным фокусным расстоянием. У бытовых автофокусных объективов с постоянным фокусным расстоянием только иногда есть чешуйки, и даже когда они есть, они могут быть довольно неточными. Что касается зум-объективов, единственные, у которых есть полезные шкалы фокусировки, - это двухтактные зум-объективы, которые вышли из моды в середине 1980-х годов. Хотя иногда вы можете встретить рудиментарные шкалы фокусировки на современных зумах, они не очень хороши. Наконец, некоторые старые камеры с фиксированным объективом могут иметь красную точку на шкале фокусировки. Эта красная точка указывает гиперфокальное расстояние для этой камеры.
В итоге
Итак, напомним: гиперфокальное расстояние в вашем снимке - это минимальное расстояние, на котором вы можете сфокусироваться, чтобы получить четкую фокусировку на объектах, находящихся на бесконечности. Вы можете найти его в поле двумя способами: либо сфокусировавшись до бесконечности, а затем увеличив масштаб, чтобы сфокусировать передний план, либо найдя точку, в которой задний план и передний план одинаково не в фокусе, а затем отрегулируйте диафрагму вверх, пока они не появятся в фокусе. Наконец, иногда вы можете использовать таблицы, приложения или шкалы как ярлыки, но они работают хорошо только в определенных обстоятельствах".
Если вы застряли с нами так далеко, поздравляем. В фотографии не так много технических тем сложнее, чем гиперфокальное расстояние. Если вы это понимаете, вы заслужили похвалу. В следующий раз, когда вы будете в поле с ручным объективом и у вас будет несколько минут на то, чтобы убить, почему бы не попробовать один из наших двух методов? Как только вы попрактикуетесь в вычислении этого на лету, определение гиперфокального расстояния станет вашей второй натурой.